Образовательные проекты КАГиР
В настоящее время в условиях динамичного развития туристского и гостиничного бизнеса значение профессионального образования для этих отраслей очень велико. Рынок труда требует профессионально подготовленные кадры. К сожалению, учебные заведения не могут предоставить таких специалистов. Одна из причин — отсутствие профессиональных стандартов для отраслей.
Поэтому стратегическая деятельность КТА и КАГиР направлена на создание профессиональных стандартов для туристской и гостиничной отраслей, как заказ рынка труда рынку образования. В свою очередь, профессиональные стандарты будут служить основой для разработки образовательных стандартов и учебных планов, соответствующих требованиям времени.
Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретной области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенции работников по различным квалификационным уровням.
Назначением профстандарта является:
• Установление и поддержание единых требований к качеству труда;
• Согласование наименований видов трудовой деятельности и должностей;
• Выявление новых видов трудовой деятельности;
• Формирование системы сертификации/аттестации работников;
• Разработка механизма оценки компетенций выпускников учебных заведений;
• Формирование корпоративных стандартов/ стандартов предприятия;
• Разработка должностных инструкций.
С 2005 года КТА и КАГиР участвуют в проекте Европейского Фонда Образования (ЕФО) по внедрению Национальной Системы Квалификации (НСК) в Республике Казахстан. В ходе проекта ЕФО с 2005 по 2009 гг. был выбран сектор туризма. Президент КАГиР и директор КТА Шайкенова Р.Р. — Национальный координатор Казахстана по внедрению НСК в республике.
Национальная Система Квалификаций (НСК) — это совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификации со стороны системы образования и обучения, включающая в себя:
1. Перечень видов трудовой деятельности (профессий) и квалификаций, в котором профессии сгруппированы по областям профессиональной деятельности и уровням квалификации;
2. Профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности;
3. Процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
4. Национальную рамку квалификаций (НРК);
5. Каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций) в виде каталога программ обучения;
6. Систему обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта).
Внедрение Казахстанской национальной системы квалификаций (КНСК) основано на необходимости и предпосылках реформирования системы профессионального образования в Казахстане.
Цель внедрения:
🗸 Способствовать повышению качества и соответствия профессионального образования и обучения;
🗸 Привести результаты профессионального образования и обучения в максимальное соответствие с текущими требованиями и будущим развитием рынка труда;
🗸 Обеспечить признание присвоенных в Казахстане квалификаций на международном рынке труда;
🗸 Обеспечить официальное признание результатов неформального и формального обучения и их сертификацию.
Создание и внедрение Национальной системы квалификаций обеспечит решение следующих задач:
1. Внедрение широкопрофильных образовательных программ технического и профессионального образования, направленных на развитие базовых навыков и компетенций;
2. Модернизация системы профессионального образования;
3. Упрощение подготовки комплекса квалификаций за счет использования общепринятого набора описаний (дескрипторов) квалификаций;
4. Установление согласованных и последовательных связей между существующими в стране квалификациями и типами обучения;
5. Взаимное признание сертификатов об образовании, что будет способствовать трудовой мобильности граждан Казахстана и привлечению квалифицированных специалистов в Казахстан;
6. Ориентация образовательных стандартов на потребности рынка труда;
7. Разработка рынком труда профессиональных стандартов;
8. Развитие и применение (с участием работодателей) профессиональных стандартов (спецификаций), которые будут включать требования для знаний, навыков и компетентностей.
Учитывая потребность интегрирования Казахстана в международное образовательное пространство, как выражено в «государственной программе технического и профессионального образования на 2008-2012гг.», важно развить и осуществить национальную систему квалификаций в соответствии с международным опытом и с учетом особенностей рынка труда в Казахстане.
Внедрение интернационально сопоставимой системы квалификаций позволит:
• Гражданам — облегчить признание квалификаций, обеспечить конкурентоспособность и мобильность;
• Провайдерам обучения — обеспечить возможность извлечения опыта других стран;
• Работодателям — обеспечить возможность понимания профиля и уровня квалификаций.
Одной из важных составляющих НКС является разработка профессиональных стандартов и их внедрение в систему профессионального и технического образования.
На базе КТА и КАГиР создана рабочая группа по разработке профессиональных стандартов, состоящая из работодателей (представители турфирм и гостиниц), учебных заведений, представителей государственных структур (НЭП РК Союз «Атамекен», РГП РНМЦ, МОН РК, МТС РК, МТСЗН РК, Алматинский городской методкабинет, отдел профобразования акимата г. Алматы).
Рабочая группа с июня 2009 года системно занимается разработкой профессиональных стандартов в сфере туризма и сервиса. За это время нами была проделана следующая работа:
1. Определены рабочие позиции для туристского и гостиничного сектора;
2. Проведено широкое анкетирование рынка труда по гг. Алматы, Астана по описанию специальностей на туристских и гостиничных предприятиях;
3. Разработана функциональная карта по туризму и сервису;
4. Описаны единицы профессионального стандарта по позициям менеджер по туризму, агент по бронированию билетов, гид-экскурсовод, инстуктор по туризму;
5. Подготовлен проект профстандарта профессии менеджер по туризму и проект профстандарта для специальностей гостиничного предприятия.
Разработка профессиональных стандартов по туризму получила одобрение и поддержку от Министерства туризма и спорта Республики Казахстан. Необходимость реализации данного проекта была отражена в Послании Президента страны Назарбаева Н.А. Стратегическом плане развития 2020 – «Профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики».